Та богиня — мраморная,
Нарядить — от Ламановой"...
Марина Цветаева, 1924г.
Надежда Петровна Ламанова - один из самых талатливых художников-модельеров рубежа XIX-XX веков. Изысканные дамы делились между собой последними новостями: «Шить теперь надо только у мадам Войткевич – там есть одна новенькая закройщица мадемуазель Ламанова, которая истиранит вас примеркой, но зато платье получится, как из Парижа».
Платье вечернее из атласа бежевого цвета, белого шифона и черного машинного кружева, 1910-е. Платье г-жи Половцовой украшено двумя тюниками. Один - из белого шифона с оригинальной вышивкой бисером, стеклярусом и стразами широкой каймы из букетов роз в вазонах двух типов с характерной для позднего модерна геометризированной графикой форм. Другой - из черного кружева, удлиненный, сзади переходящий в шлейф. Платье гармонично решено по цвету, сочетание бежевого атласа с белым шифоном и черным кружевом тюников поддерживается изысканной тональностью вышивки.
После двухлетнего обучения в школе кройки О. Суворовой, с 1879 года работает закройщицей в известной мастерской Войткевичей. Изысканные дамы делились между собой последними новостями: «Шить теперь надо только у мадам Войткевич – там есть одна новенькая закройщица мадемуазель Ламанова, которая истиранит вас примеркой, но зато платье получится, как из Парижа».
Бальное платье Александры Фёдоровны. Мастерская Н.П. Ламановой, Москва. Начало XX в. Длина юбки 154 см
Выдающиеся красавицы того времени мечтали, чтобы их "портретировал" лучший художник Валентин Серов в платьях лучшей портнихи Надежды Ламановой.
В 1885 году, в 24 года, Н. П. Ламанова открывает в Москве на Тверском бульваре свое дело и вскоре ее мастерская обретает широкую известность среди богемы благодаря своему таланту и обширным связям своего мужа.
Платье бальное из шифона. 2 пол. 1890-х Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Гирлянда из бантов и объемных цветов. Вышивка, исполненная с применением бисера и блесток, органично сочетается с общей тональностью платья.
Визитое платье из сукна, 2 пол. 1890-х
Принадлежало императрице Александре Федоровне. Характерный для этого периода широкий, сильно собранный у плеча и узкий внизу рукав - воспоминание о костюме эпохи историзма- подчеркивает по контрасту хрупкость талии и придает платью модный силуэт. Высокий драпированный воротник, туго охватывающий шею, - также одна из особенностей моды тех лет.Вся вышивка выдержана в мягких, пастельных тонах, гармонично сочетающихся с цветом платья, и напоминает орнаментику тканей последней четверти XVIII века.
В ней было многое от живописца. Работать Ламанова предпочитала в технике наколки, или муляжным способом, когда ткань накалывается на манекен булавками, без использования плоской выкройки. Метод наколки считается вершиной портновского мастерства, и все модели от кутюр и сейчас выполняются в этой технике. Ламанова уже во второй половине первого десятилетия двадцатого века начала предлагать модели без корсетов.
В костюмах все чаще звучат отголоски неоклассицизма, получившего широкое распространение в архитектуре и прикладном искусстве. Исчезает S-образная линия силуэта, а с нею и корсет, сильно стягивавший и деформировавший фигуру женщины. Платье приобретает стройный и строгий силуэт
До революции она "одевала" царскую семью, аристократический и артистический бомонд… Обладавшая высочайшей культурой русская интеллигенция видела в Надежде художника-творца и родную душу, тонко чувствовавшую потребности франтов, денди, актрис и светских дам, окрашивая пожелания клиентов авторскими деталями, безупречностью кроя и мастерством высшего пилотажа.
Платье бальное из белого тюля, 1900-е. Мастерская Н.П. Ламановой, Москва Начало ХХ в. Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Отделка "мушками" из бити (расплющенной проволоки) по тюлю.Цветы с объемным контуром вышиты серебристыми блестками, золотой канителью (крученой нитью) и бисером.Инкрустация кружевом в виде перистых листьев.Тюль, шифон, кружево, атлас, серебряная парча, блестки, фасонные плашки; вышивка. Длина юбки 184 см
Ее моделями были самые известные ретро-дамы России: от Марии Ермоловой и Ольги Книппер-Чеховой , Вера Коралли, Маргарита Карпова, Лиза Носова, Вера Холодная, Лина Кавальери, Генриетта Гиршман, Маргарита Морозова, Лилия Брик, Ольга Гзовская, Эльза Крюгер и многие, многие счастливицы.
Лидия Щукина, жена миллионера С.И.Щукина, в своем дневнике записала: "Остался месяц до поездки в Париж. Кузина отвела меня к Ламановой. Я не спала всю ночь, так волновалась, захочет ли Н.П. меня принять, успеет ли выполнить мои заказы…"
Учиться никогда не поздно, так считала и Надежда Петровна – набиралась знаний в Париже у известных, знаменитых в Европе модельеров. Там она обрела знакомство с французским кутюрье Полем Пуаре, перетекшим в творческую дружбу. Молодая императрица Александра Федоровна одевалась у Ворта в Париже, у Бризака в Петербурге и у Ламановой в Москве.
В девяностые годы XIX века на вывеске над мастерской красовалось:
"Поставщик двора Ее Императорского Величества"
Были созданы шедевральные туалеты, по сей день хранящиеся в фондах Эрмитажа.
Она делала костюмы для фильмов Эйзенштейна и Александрова, для многих советских спектаклей, где нужен был дореволюционный аристократический шик В 1901 году К. С. Станиславский приглашает Ламанову в Московский Художественный театр.
Ламанова знаменита своими костюмами, выполненными в
лучшие костюмы были исполнены для "Анны Карениной" на сцене МХАТа. В "Сильве" для Театра Оперетты она сделала трансформирующийся костюм, который менялся не только по цвету, но и по крою.
Я была на этом спектакле через сто лет после его исполнения в костюмах от Ламановой. Современные материалы и наряды прекрасны, но многое можно отдать за взгляд одним глазком на тот спектакль…
Круг друзей художницы к этому времени расширился. Среди близких ей людей были В. И. Мухина, М. Горький, М. Ф. Андреева, В. А. Серов. Кисти последнего принадлежит портрет Надежды Петровны, созданный 1911 году, но не дописанный в связи со смертью художника. Ламанова стала его последней моделью.
Портрет работы В.Серова. 1911 г. Надежда Петровна Ламанова.
Ламанова единственная из всех русских модельеров отклоняет предложения работы в Европе. В годы первой мировой войны в ее имении располагался госпиталь для раненых русских солдат. В одной из своих записей она отмечала: «...Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь».
Эффектное вечернее платье из ярко-зеленого атласа и черного шифона принадлежало В.В. Карахан, жене известного дипломата. В нем мастерски использованы ткани контрасных цветов и разных фактур, когда за счет мерцания зеленого атласа сквозь прозрачный черный шифон достигается особый декоративный эффект - смягчается резкость тона зелени, и лишь низ юбки, не закрытый шифоном, является своего рода цветовым акцентом всей композиции костюма. Строгий, стройный силуэт со слегка завышенной талией, явно свидетельствует о влиянии костюмов эпохи ампир, а украшающая платье вышивка золотисто-зеленым шелком и золотой нитью орнамента из цветов и листьев хризантем характерна для искусства стиля модерн и по трактовке растительных форм, и по цветовому решению. Оригинально и решение юбки этого платья, драпированного по спирали. Плотно охватывающий бедра тюник, имитирующий шаль с кистями, переходит в небольшой остроугольный шлейф.
Новая власть не обладала вкусом и разумом - в 1919 году ее заключают в Бутырскую тюрьму – «за дворянское происхождение». Но судьба ее мужа, крупного бизнесмена и благотворителя Каютова, уничтоженного в лагерях (по другой информации, он умер своей смертью), миновала только благодаря влиятельным друзьям и хлопотам Станиславского и Максима Горького (чья жена была клиенткой Надежды), пятидесятивосьмилетнюю женщину выпускают на свободу.
В период 1919-24 годы модельер занимается разработками простых костюмов для широких масс, работает с русской народной тематикой. С 1922 года художница состоит членом Академии Художественных наук (в кустарной секции). Ее награждают специальным дипломом за участие в I Всероссийской художественно-промышленной выставке. С 1921 года она работает в театре Вахтангова. В страшное, голодное и холодное время Ламанова сшила потрясающие по красоте туалеты для участников спектакля «Принцесса Турандот», обшивала и многие другие спектакли: «Зойкина квартира» Булгакова, «Егор Булычов и другие» Горького.
В 1925 году на Всемирной выставке моды Париж созерцал наряды Ламановой. Платья советского модельера в стиле «a la russe» вызвали ажиотаж, неподдельный интерес и восхищение. Наряды Надежды Петровны попали на выставку благодаря Лиле Брик и Эльзе Триоле, которые демонстрировали ее наряды на себе и привлекли к ним внимание общества.
Лиля Брик и Эльза Триоле демонстрируют модели Ламановой (стиль "a la russe")
Состояние российской промышленности можно оценить по тому, как в Париже на подиум выходили модели в обуви, шляпах, поясах и бусах, из хлебного мякиша…На этой выставке ее модель получает «Гран-при» «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». В последующие годы Ламанова почти ежегодно получает призы и дипломы.
Работа в Кустэкспорте длилась на протяжении восьми лет – с 1924 вплоть до 1932 года, где Ламанова
занималась использованием в современном костюме элементов русского народного искусства.В 30-е годы Надежда Петровна продолжала активно работать в разных театрах, а также в кино, разработала коллекцию меховых изделий для Лейпцигской выставки, участвовала в Нью-Йоркской выставке 1929 года. С 1930 года она стала заведующей мастерской Мехкомбината. Список работ Надежды Петровны в кино весьма обширен: ею исполнены костюмы к кинофильмам «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», «Ревизор» (Укрфильм). Участвовала художница и в создании костюмов для фильмов «Иван Грозный» и «Аэлита». Художница сотворяет костюмы для «Вассы Железновой» в Театре Красной Армии с Раневской в роли Вассы.
Платье вечернее из белого атласа и тюля, 1910-е Отделано вышивкой растительного орнамента по тюлю шелком в тон ткани костюма в стиле модерн. На корсаже лифа на шелковой ленте печатная золотом. Марка мастерской : Н. Ламанова
Сотрудничество велось со многими театрами столицы, более всего – с Московским Художественным.
Станиславский неоднократно привлекал Надежду Петровну к работе в оперной студии театра. Здесь, после премьеры оперы «Борис Годунов», поздравляя коллектив с удачной постановкой, режиссер сказал Ламановой: «Благодарю и восхищаюсь». Также его слова : «…наша драгоценная, незаменимая, гениальная, Шаляпин в своем деле».
В бумагах Станиславского сохранилась запись: «Долгое сотрудничество с Н. П. Ламановой, давшее блестящие результаты, позволяет мне считать ее незаменимым, талантливым и почти единственным специалистом в области знания и создания театрального костюма».
Дамы высшего общества выбирали лучшие наряды для того, чтобы позировать именитым художникам своего времени. Нам очень повезло, что Евфимия Павловна Носова выбрала именно платье Ламановой, и мы можем любоваться и рассматривать его в деталях.
К. Сомов. Портрет Е.П. Носовой, 1911 г. Платье от Надежды Ламановой.
Сомов, приступив к работе над картиной, описывал свои впечатления о портретуемой и работе над полотном: «Блондинка, худощавая, с бледным лицом, гордым взглядом и очень нарядная, хорошего вкуса при этом.
Сидит она в белом атласном платье, украшенном черными кружевами и кораллами, оно от Ламановой, на шее у нее четыре жемчужных нитки, прическа умопомрачительная... точно на голове какой-то громадный жук».
Также писал друзьям о встречах с ней: «Был в ложе Носовой, которая была одета умопомрачительно, голубое яркое атласное платье, вышитое шелками перламутровых цветов с розовыми тюлевыми плечами, на шее ривьера с длинными висячими концами из бриллиантовых больших трефлей, соединенных бриллиантами же...»
И жаловался на платье: «Она очень красива. Но какое мучение ее платье, ничего не выходит... Носовой я признался в моей неудаче, она меня бодрит, говорит, что упряма и терпелива».
Художник был очень самокритичным человеком и невероятным талантом. Он создал шедевр. И теперь, спустя сто лет, мы восхищаемся работой мастера Ламановой и мастера Сомова.
Платье вечернее черного машинного кружева с мелким растительным узором.
В 1920-е годы Ламанова продолжает создавать новые интересные модели модного костюма. Одни их них следуют общеевропейской моде, чему способствовало восстановление во время нэпа прерванных революцией связей с парижской модой. Эффектное платье из черного машинного кружева с вышивкой цветным бисером и большой декоративной кистью из того же бисера, очень открытое, без рукавов. По силуэту и декору, как и по цветовому решению, явно созданное не без влияния восточных балетных костюмов Л. Бакста, и А. Бенуа.
Надежда Петровна, наша Госпожа оформительница, в свои 80 лет была необычайна для своего возраста - шествовала в не слишком длинных юбках, из-под которых были видны чулки, туфли на высоких каблуках, на руках с ухоженными ногтями были кольца — это противоречило аскетичным нравам 1939 года.
Началась война.
Близкой подруге скульптору Вере Мухиной Ламанова сказала:
- Я скоро умру.
- Как вы можете так говорить? Почему?
- У меня остались всего только две капли «Coty».
Она не могла жить без французских духов. Но старые запасы кончились.
Ламанова продолжала ходить во МХАТ на работу и в начале Великой Отечественной войны, когда ей было уже 80 лет. Однажды, подойдя ко входу в театр, она увидела, что он закрыт. Труппа была эвакуирована, а Ламанову забыли, как Фирса из «Вишневого сада». Художница присела на скамейку перед Большим театром и умерла от сердечного приступа. Это было в октябре 1941 года. Великая Надежда Петровна Ламанова похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.
В Государственном Эрмитаже хранится богатая коллекция костюмов конца XVII- начала XX веков.Костюмы из музейной коллекции демонстрировались на выставках "Костюм Серебряного века", "Николай и Александра", "Чарльз Фредерик Ворт". Череду "костюмных" экспозиций продолжает выставка, посвященная творчеству Надежды Петровны Ламановой временного отрезка 1890-1920-х годов.
На протяжении последних лет, с 1994 года, проводится конкурс, названный ее именем, — конкурс профессиональных художников-модельеров имени Надежды Ламановой (под патронажем Дома Моды Вячеслава Зайцева)
Текст - Ольга Белая, 2007.